воскресенье, 30 июня 2013 г.

Как писать реферат



Реферат  - (в данном случае) это письменное изложение сведений из источников (книг, статей, материалов из Интернета), освещающее (раскрывающее) заданную тему.
Такая работа приобщает к культуре научного труда и облегчает дальнейшее обучение в вузе.
  Целями выполнения реферата для школьника являются:
- овладение навыками определения проблемы, её актуальности,
- развитие умения формулировать конкретную тему, определяя рамки рассмотрения проблемы, определять цели, задачи,
- овладение начальными навыками поиска, отбора, переработки информации на определенную тему,
- развитие умений анализировать изученный материал, обобщать и систематизировать научный текст,
- повышение самооценки своего интеллектуального труда,
- выработка уверенности в достижении поставленных задач.
По типу реферат может быть:
· классификационным, позволяющим его автору обобщить материал, изучаемый в различных разделах какого-либо школьного предмета и в различное время;
· познавательным, позволяющим его автору изучить внепрограммный теоретический материал и показать его применение к решению задач основного курса;
· исследовательским, где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно (это уже не вполне реферат, это более широкая работа).
По виду рефераты делятся на: монографические (результат переработки одного источника) и  обзорные (результат переработки нескольких источников).

Структура и оформление реферата
 Независимо от темы каждая работа должна содержать несколько составляющих.

 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ                       
Оформляется по определённым правилам; содержит информацию об учебном заведении, в котором учится автор, о теме реферата, о предмете, преподавателе, который консультирует исполняющего реферат, о месте и времени его написания.
Формат листа - А4. Поле справа и сверху – 1,5 - 2 см, поле слева – – 2,5 - 3 см. Поле снизу (если нумерация снизу) – 1 - 1,5 см ,  (Такие же поля соблюдаются на всех последующих листах, которые нумеруются снизу и по центру. Отсчёт начинается с титульного листа, но цифра на нём не ставится.)
Печатается весь реферат только на одной стороне листов, через 1,5 интервала; если печатать через 2 интервала, то объём реферата увеличится.

2.СОДЕРЖАНИЕ (или ОГЛАВЛЕНИЕ)
Содержит перечень заголовков всех разделов, глав и параграфов реферата с указанием соответствующих им страниц (напротив заголовка раздела ставится только цифра, обозначающая номер страницы, ни "стр." , ни "с." писать не надо).

3.ВВЕДЕНИЕ
Здесь обычно показывают:
· актуальность выбранной темы либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с позиций современности;
· причины её избрания;
· для кого она представляет интерес;
· перечень задач, которые учащийся ставит перед собой, чтобы решить их в процессе написания реферата;
· позиция автора реферата по отношению к проблемам, которые затрагивает тема;
· краткий анализ изученной литературы, её сильные и слабые стороны.
Текст введения может занимать 1-2 страницы (10% от общего объёма работы.)

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РЕФЕРАТА
4.1. Содержание основной части.
В ней содержится материал, который был отобран учеником для рассмотрения темы, раскрывается поставленная во введении проблема и решается заявленный перечень задач на основе изученной литературы, других источников, собственного опыта.

4.2.Порядок оформления.
Основная часть должна быть разделена на главы и параграфы, которые озаглавливаются автором реферата. (Примерно, как это сделано в данном разделе об основной части реферата. Ясно, что в настоящей работе параграфы не будут такими краткими.) После заголовков точки не ставятся.

4.3.Правила раскрытия темы.
Тема раскрывается последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, в которых ученик самостоятельно делает выводы, опираясь на определённые факты.
Владеть материалом нужно настолько, чтобы возможно было делать сравнения сведений по теме из разных источников: уметь находить сходство и различие, оценивать степень доказательности утверждений и т.д.
   Объём текста может колебаться от 5-10 до 15-20 страниц работы в общем.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   В этом разделе обычно:
· подытоживаются и обобщаются выводы по главам (параграфам);
· обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении целей и задач;
· определяется круг решённых и нерешённых проблем;
· указывается место данной темы в соответствующей области знаний и применения;
· предполагаются возможные межпредметные связи;
· намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
   Объём – 10% от общего объема реферата (1-2 страницы).

 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Он завершает реферат в обязательном порядке. Список составляется строго по алфавиту, все источники нумеруются, описание источников делается по определённым правилам библиографии.   
   
7. Далее может следовать ПРИЛОЖЕНИЕ, содержащее схемы, диаграммы, таблицы, графики, фото, картинки, рисунки, которые неудобно было располагать непосредственно в тексте основной части реферата. Кроме того, эти элементы вводятся только в том случае, если они позволяют заменить собою длинные пояснения.
Если ваш реферат является экзаменационным, то учтите, что защита рефератасводится к краткому представлению работы:
·объясняется выбор темы, её актуальность,
· делается краткий обзор источников,
· излагаются основные идеи;
 · подробнее нужно остановиться на тех задачах, которые автору реферата пришлось решать самостоятельно.
· изложите свои мысли, выводы, к которым вы пришли, изучая источники.
· сделайте общий вывод, подытоживая всё выступление.

 После защиты зачитывается рецензия.
 Потом в экзаменационной комиссии идёт обсуждение реферата и его защиты.
 Итогом является не просто цифровая оценка, а подробная характеристика достоинств и недостатков самой работы и процесса её защиты.

Этапы работы над рефератом
 Работа над рефератом должна проходить в несколько этапов.

1. Выбор (или согласование) темы реферата с преподавателем.
Это важнейший этап. «Выбирайте ту тему, в которой вы лучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали (или она вам очень интересна), по которой существует необходимое количество литературы» [14, с. 8]
Тема должна быть грамотно сформулирована с литературной точки зрения и, кроме того, очерчивать чёткие рамки рассмотрения темы: не слишком широкие и не слишком узкие. Например, тему «Николай I» или «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир», или «Соединенные Штаты Америки» в рамках реферата в достаточной мере раскрыть невозможно: слишком расплывчаты границы, неясно, какую проблему рассматривать.

2. Составление примерного плана основной части реферата.
План тоже лучше согласовывать с преподавателем. Проконсультируйтесь: верно ли вы понимаете смысл темы, обсудите с ним примерное содержание будущего реферата. В задачу учителя-научного руководителя входит: оказывать учебно-методическую и организационную поддержку, помочь избежать компиляций (комбинирования чужих слов и идей), «подгонки» фактических данных под ключевую идею, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, неподдающейся проверке.
«Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.» [15]
3. Подбор и изучение литературы и других библиографических источников, параллельное составление списка использованной литературы.
Библиографические изыскания (поиски источников по каталогам, картотекам в библиотеках, просмотр списков литературы в конце книг, статей соответствующей тематики, изучение библиографических указателей и др.) помогают определить степень разработанности конкретной темы, определённого направления или отдельного вопроса, а также подобрать необходимые для написания работы источники.
Какие-то источники может подсказать вам преподаватель, во многом поможет библиотекарь.
Итак:
-вы знаете свою тему,
-знаете, из каких частей должен состоять реферат,
-вкратце ознакомились с имеющимися источниками, сделали закладки в нужных местах,
-определились с планом: знаете, какие вопросы и в какой последовательности вам предстоит осветить в процессе написания реферата.
 Если вы работаете в читальном зале библиотеки, заготовьте отдельный лист для каждого раздела. По ходу  переработки источников конспективно излагайте своими словами (или цитируйте) материал источников именно на том листе, к какому разделу относится данный материал. Таким образом, у вас соберутся не систематизированные, но раскиданные по разделам вашего плана материалы. Точно так же стоит поступать в случае работы сразу за компьютером: набирайте текст, заполняя разделы своего плана, набрав их заголовки в первую очередь.
В конце реферата ученик обязательно должен привести список литературы (сюда же относятся и сайты Интернета), которая была им использована при подготовке и написании работы. Кроме того, в самом реферате отдельные положения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники; ссылка на источник должны быть также от каждой приведенной в работе цитаты.
Поэтому надо сразу же делать библиографическую запись источника, который вы использовали, формируя список использованной литературы (на листе бумаги, либо на компьютере), сразу озаглавив его: Список использованной литературы. Окончательный вид он примет только к завершению работы над черновиком, и может быть потом подкорректирован на этапе редактирования текста.
Однако при выписывании дословных цитат из источников уже в черновике следует помечать после цитаты кратко фамилию и название этого источника, а также, в случае печатного документа, – страницу, с которой взята данная цитата. По окончании работы, когда список будет выстроен в должном порядке и пронумерован, можно будет грамотно оформить ссылки, не затрачивая большого труда для повторного просматривания источников, выискивая процитированные сайты или страницы документов.

4. Анализ и систематизация собранного материала: написание черновика основной части.
К данному этапу у вас уже должен быть «костяк» черновика реферата: все разделы плана заполнены найденными в источниках положениями, фактами, доказательствами и т.д. Теперь приступаете к написанию каждой главы в отдельности, начиная с первой.
Материал следует излагать, соблюдая логику: сначала выдвигаете положение (утверждение, мысль), а затем приводите доказательства, факты. Или излагаете материал в хронологическом порядке, если тема требует этого.
Не следует перегружать текст большим количеством цитат. Учитесь пересказывать чужую мысль своими словами, не искажая её смысла.
В конце каждого раздела (главы) следует сделать вывод. Все главы в целом должны достаточно полно раскрывать тему.
Стиль изложения реферата не должен быть слишком наукообразным. Если используете сложные термины, поясняйте их значение (в скобках рядом, либо в сноске внизу страницы). Это покажет проверяющему, что вы понимаете, о чем пишете, а не переписываете бездумно. Подкрепляйте утверждения примерами, фактами. Старайтесь писать точно, грамотно, кратко, не отвлекаясь от основной темы. Разделяйте текст на абзацы: каждую новую мысль (утверждение, факт, пример) начинайте с красной строки. Не допускайте повторений одних и тех же мыслей, а также одних и тех же слов – подбирайте синонимы.
(Если вам жаль расставаться с некоторыми повторяющими друг друга по смыслу выписками – приберегите их для введения или заключения – не выкидывайте безвозвратно.)

5. Написание введения и заключения.
После написания основной части введение и заключение написать гораздо легче. Что именно должны содержать оба эти раздела – описано в первом уроке.
Говоря во введении о задачах, которые автор реферата ставит перед собой, следует исходить из названий глав (разделов): задачи и разделы должны соответствовать друг другу. Просмотрите все выкинутые из основного раздела выписки и формулировки: может быть, они окажутся к месту: например, во введении при изложении рассматриваемой проблемы или в заключении, где требуется повторить все выводы, сделанные в конце каждой главы, но другими словами.
Помните, что введение – это не вступление к сочинению – это введение в данную письменную работу, прочитав которое человек мог понять, что это за работа, о чем, зачем написана, как автор решил подойти к рассмотрению темы, какова структура данной работы, какие источники в ней использованы.
Заключение же – единственный раздел реферата, где, подытожив и обобщив (сделав общий вывод)  все рассмотренное, автор может высказать свое мнение о теме, о проблеме и т.д.
Введение, основная часть и заключение должны полностью соответствовать друг другу.

6. Редактирование реферата
Проверяете еще раз последовательность и вразумительность изложения, исправляете ошибки, неточности, опечатки, удаляете повторы, убираете все лишние отступления от темы, устраняете тавтологию, поясняете всё непонятное, улучшаете неудачные фразы и т.д.

7. Составление оглавления (второй лист реферата).
Все заголовки и подзаголовки разделов реферата в Оглавлении (или Содержании) должны точно соответствовать заголовкам работы внутри текста, также точно должны быть обозначены страницы их расположения.
Если Приложения в работе однородные (только рисунки, только фото, только диаграммы и т.п.), то в оглавлении пишется «Приложения», а внутри приложений каждый новый рисунок, диаграмма и т.п. нумеруются (например: рис.1, рис.2 или диаграмма 1, диаграмма 2). А если в Приложениях перемежаются, например, текстовые материалы и изобразительные, то в оглавлении пишется: «Приложение 1», «Приложение 2», и так далее.
8. Обсуждение черновика с преподавателем.
9. Окончательное оформление реферата начисто.

Список использованной литературы и ссылки

Если вы выполнили все рекомендации по составлению Списка использованной литературы, содержащиеся в первом и во втором уроках нашего пособия, то в результате у вас должен получиться пронумерованный, составленный по алфавиту сначала печатных, а потом электронных источников список. Пример списка, составленного по всем правилам сейчас перед вами. Это источники, которые послужили основой для составления данного пособия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинков А.Д. О проведении школьного выпускного экзамена по геометрии в форме защиты рефератов / А.Д. Блинков, Д.В.Прокопенко // Завуч. – 1998. - № 5. – С. 68-78.
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с.
3. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина. Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубцева. – М.: Школьная библиотека, 2002. – С.122-134.
4. Иоффе А. Долой лотерею из двадцати билетов : Школьный реферат и проблемы его написания / А. Иоффе // Учительская газета. – 1998. – 27 октября. – С.17.
5. Кулев А.В. Как написать и оформить реферативную работу / А.В. Кулев // Биология в школе. – 1995. - № 2. – С. 33-35.
6. Лазаревич К. Как писать научную работу / К.Лазаревич // Библиотека в школе. – 2002. - № 10. – С.18-19.
7. Лернер П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : Советы работающим над рефератом / П. Лернер // Библиотека в школе. – 2003. - № 1. – С. 9.
8. Мостаева Л.В. Требования к подготовке реферата / Л.В.Мостаева // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 8. – С. 61.
9. Пантелеева И.К. Как написать реферат / И.К. Пантелеева // География в школе. – 2004. - № 1. – С. 70-72.
10. Пунский В.О. Азбука учебного труда: книга для учителя / В.О. Пунский. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
11. Резник А.Б. Еще об ученическом реферате / А.Б.Резник // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 2. – С.121-123.
12. Реферат по обществоведению // Преподавание истории и обществоведения в школе. – 2001. – № 2. – С.19-20.
13. Энциклопедический словарь юного историка: всеобщая история для среднего и старшего школьного возраста. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – С. 18-19.
14. Эхо Ю. Письменные работы в вузах / Ю.Эхо. – М. : Инфра, 2002. – 126 с.
15. Тихонов И.Л. Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата, научно-исследовательской или курсовой работы по археологии [Электронный ресурс] / И.Л.Тихонов  // Студенточка: [сайт]. – URL: http://studentochka.ru/editor_44.html (дата обращения : 2.12.09).

Когда список принял свой окончательный вид, можно приступать к оформлению ссылок на источники от цитат, приведенных в тексте.
Так в данном пособии есть две цитаты. Приводим их для наглядности здесь.
.......
Это важнейший этап. «Выбирайте ту тему, в которой вы лучшим образом ориентируетесь, которая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали (или она вам очень интересна), по которой существует необходимое количество литературы» [14, с. 8]
........
«Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.» [15]
..........
Как видите, после цитаты следует в квадратных скобках указать номер источника цитаты (из вашего списка), а также номер страницы источника, с которой цитата взята, если речь идет о печатном источнике (книге, брошюре, журнале и т.п.).
Есть ещё способ постраничной сноски на источник, т.е. после цитаты ставится цифра, и внизу страницы под этой цифрой указывается источник. Ещё можно после каждой цитаты в круглых скобках приводить библиографическую запись источника. Но эти два способа не совсем рациональны. К ним можно прибегать в том случае, если работа совсем закончена, и вдруг вы нашли шикарную цитату, так недостающую вам в какой-либо из глав. Тогда вы вставляете её в нужном месте и оформляете сноску внизу страницы или указываете источник в круглых скобках. Тем самым вы не нарушаете нумерацию своего Списка, не требуется переделывать все ссылки, а цитата оформлена, источник указан.
Да, кстати, для написания ученического реферата надо изучить не менее пяти источников: научно-популярные книги, журналы, критические статьи и т.д. Учебники здесь не совсем желательны, однако, если цитата бралась из учебника, он должен присутствовать в списке. Что касается ресурсов Интернета, приветствуются материалы взятые не с сайтов с готовыми рефератами. Ищите выложенные в Интернете первоисточники: тексты книг, статей, материалы конференций и так далее. В чужих рефератах (если там приведен список использованной литературы) можно найти авторов и названия работ, которые вам могут пригодиться. Попробуйте поискать эти работы в Интернете, сейчас оцифровывается очень много работ. Воспользуйтесь также виртуальными библиотеками, энциклопедиями.
Самое трудное в работе над Списком - это составление по всем правилам библиографической записи источников. Примеры этих записей в представленном здесь Списке.
Попробуйте написать реферат на интересующую вас тему. Должно получиться. Если всё же вопросы остались - обращайтесь за консультацией в школьную библиотеку. Вам помогут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий